Особенности Успенского собора
Собор является самой выдающейся частью Успенского монастырского комплекса. Его архитектура отражает преобладающую русскую традицию религиозной архитектуры из Москвы, Новгорода, Владимира и Пскова, сформированную в византийском классическом стиле, выраженное местным мастерством и материалами. Реконструкция здания с барочным декором 18-го века иллюстрирует новые тенденции в искусстве и архитектуре, перенесенные из Западной Европы Петром Великим в Российскую империю в качестве эталонных моделей.
Архитектурный образ кафедрального собора XVI века с настенными росписями со сценами из Ветхого и Нового Заветов выражает политическую и религиозную программу Ивана IV, чтобы передать свою царскую власть и власть Православия татарам через понятный и приемлемый религиозный словарь основанный на Ветхом Завете и Деве Марии. Свято-Николаевская трапезная церковь со своей колокольней, архимандритом, зданием монастырской школы, зданием Бретена и стенами с возвышенной церковью над воротами дополняют и укрепляют археологические и исторические ценности Успенского собора, иллюстрируя религиозную и повседневную жизнь в прошлом.
Расположение и архитектурная насыпь Успенского комплекса в пределах города Свияжск сделали его заметным комплексом, видимым на болшом расстоянии. Культурные слои и археологические находки, сохранившиеся на территории монастырского комплекса и поблизости, содержат ископаемые XVI-XIX веков, которые представляют большой интерес как источник информации о духовных, социальных, художественных и научных достижениях. Город-остров Свияжск в его нынешнем состоянии представляет собой мощный комплекс, который передает смысл исторического поселения форпостов.
Историческая ценность комплекса
Успенский монастырь с его собором является настоящим свидетельством кардинальных исторических и геополитических развязок в Евразии в то время, когда Русское государство предприняло свое расширение на восток. Настенные росписи Собора отражают взаимодействие христианско-православных и мусульманских культур и взаимозаменяются с западно-христианскими религиозными иконографическими темами. Уникальный стиль настенной живописи и иконы Успенского собора обусловлен слиянием художественных сил крупных художественных центров российского государства, таких как Новгород, Псков и Москва, а также мастеров поволжских городов и художников работающих в Ростовской и Суздальской областях.
Успенский монастырь с кафедральным собором показывает в своем расположении политическую и городскую программу, разработанную царем Иваном IV, чтобы распространить Московское государство с европейских земель на исламские государства после Золотой Орды. Архитектура Успенского собора воплощает в себе синтез традиционной древней Псковской архитектуры, монументальное московское искусство строительства и строительные традиции Поволжья. Фрески Успенского собора являются одними из редчайших примеров восточно-православных росписей. Иконографическая программа собора включает темы творчества и иконографические интерпретации традиционных циклов протоэвангелической и евангельской истории.