Легенды об озере Ая

Автор

Предание о озерке Ая (первая легенда).

Над территорией летает злобной запах Дельбегень. Он обожает работать собственные нечистые делишки, доставляя людям злобно и мучения.
Единожды, чтоб изготовить людям еще одно злобно. Дельбегень похитил у людей Луну. На территории настала мгла. Людям стало совсем тяжело существовать в тьме. Луна ведала, будто она совсем необходима людям, и ей получилось убежать от Дельбегеня. Опять на территории вспыхнули свет и удовлетворенность для людей. Однако, нежели блаженнее бывальщины люди, тем злобнее делался Дельбегень. Он снова похитил Луну и на данный раз упрятал её в глубочайшей расщелине в горках на низе прекрасного озерка с бесцветной холодной влагой, определив стеречь Луну брата, сестру, мама и основателя. Однако родным - охранникам постыдно пред людьми, будто Дельбегень навевает людям столько злобна и отбирает их света сообразно ночам. Потому они скрываются от людей.


Этак, сестра Дельбегеня, оберегая Луну с Юга, скрывается из-за лазурным покрывалом. Основатель Дельбегеня - Шаман, он запрятался в горках и его разрешено узреть лишь с 3-х крапинок. Мама Дельбегеня - Бабушка Старуха, запряталась в горах и с улыбкой глядит, как подыскивают её люди. С восточной стороны её разрешено узреть лишь с одной крапинки. У изголовьица Бабушка Старуха владеет верблюда, чтоб скорее нагнать Луну, ежели она в следующий раз попробует убежать.
Однако наиболее хитрецким очутился браг Дельбегеня - Бабыр. Он разместился на севере и этак проворно запрятался, будто его разрешено узреть в полнолунную ночь лишь в 24 часа. По сих времен данные лукавцы окарауливают Луну и скрываются от людей.
Замечание: Синюха - горка, коия нередко укрыта тучами и располагаться в лазурном мираже. Бабушка Старуха - наверное гора, кою с пути никак не следовательно, однако зайдя на конкретную полянку против местечка Катунь, разрешено рассмотреть па севере профиль Женщины Старухи: чело, ока, нос крюком, полузакрытый уста и Вотан зуб. Верблюд - наверное горка, сообразно выкройке подсказывающая возлежащего верблюда. Башка Шамана (Чертовка) также заметна с конкретных крапинок: в 150 м. от моста в сторона Соузги, со стороны пути от с. Н-Каянча. Вежливый путник заметит алтайский профиль, гигантскую шапку и бородку, протяженностью по лично пути.
Ежели ведь вы попытаетесь узреть личико Бобыргана - нужно подняться на верхушку горки Бобырган, вслед за тем имеется гора Трибуна, от нее нужно отступить метров 15 на восток и лишь в полнолунную ночь и гладко в 24 часа нужно грубо поворотиться обратно. Пред вами станет большая башка алтайца. Наверное изваяние выходит из-за начинает забавы малостей.
Бабыр - этак в данной басне именуется горка Бобырган (Бабырхан). Данная горка считается лично высочайшей на фасе Высокого Алтая, безусловная отметка - 1008,6 м. Над степенью речки Катунь Бобырган возвышается на 700 м. Располагаться данная горка на грани степной и высокой зон, владеет великолепные выкройки выветривания в облике вышек, нордовый скат наиболее лихой, нежели полудённый. Имеет возможность, конкретно спасибо собственным необычным выкройкам и странному положению, данная горка также посеяла много басен.
Говорят, будто горка Бобырган - наверное былой вулкан, сообразно повествованиям аборигенов ещё совершенно не так давно, лет 40-50 обратно, в его кратере на верху было озерко, сейчас ведь вслед за тем сохранился лишь источник.


Предание о озерке Ая (2-я легенда).

Издавна наверное было...
Тогда на территории существовали дивные звериные и благие люди, однако в противовес фамилии знались и ужасные звериные и люди-каннибалы.
В данных краях, посреди прелестной натуры, жил безжалостный каннибал Дельбегень. Немало хороших людей пропало от него. Немало злобна и пламенея принес он хорошим людям. С тоскою и бешенством глядела поверх книзу на злобные действия Дельбегена Луна (сообразно-алтайски - Ай). В 1 из ночей, как скоро Дельбегень создавал собственные нечистые задевала. Луна никак не терпела и опустилась в равнину. Велика Луна, тяжела. Вслед за тем, в каком месте спустилась она на территорию, возникла крупная выемка. Поймала Аи каннибала и, поднявшись приподнято в небо, скинула его книзу в речку Катунь. Поднялись высочайшие волны и залили выемку, коия возникла на том пространстве, куда спускалась Луна. Этак образовалось озерко. Предохраненный вид человеческий в память о тех старых явлениях именовал наверное озерко Ая. А на реченьке Катунь в том пространстве, куда Луна скинула каннибала, возникли пороги, кои тяжело миновать. Наверное злобной Дельбегень по сих времен сооружает происки людям и пробует их убить.

Предание о озерке Ая (3-я легенда).

Существовали в одном стойбище 2 сестры. 1 вылезла замуж из-за обеспеченного, иная - из-за скудного. В Вотан год появились в данных семьях детки: у состоятельных - дочь, а у скудных - отпрыск, Прошли годы, возрасли детки. И вот единожды подрядился юноша к состоятельному овчей гортани.
Тут столкнулся он с женщиной и полюбил её, а она дала ответ ему взаимностью. Посватался бедный к папе собственной любимой, однако богатый в том числе и никак не пожелал разговаривать с пастырем. Повелел отец дочери запамятовать про глуповатую влюбленность.
Приняли решение влюбленные улизнуть из родимого стойбища и взять в мужья в посторонней стороне. Пришли к соглашению они, будто, как лишь присядет солнце, и вгонит юноша овец, столкнутся они с женщиной на высочайшей горе. Однако, проговорился юноша, ежели никак не подбавит он опосля захода солнца, означает, никак не подбавит более ни разу, поэтому будто вызнал обо всем основатель женщины и прикончил его.
Настал желанный пир, нездешня женщина на условленную гору и стала ожидать. Вот теснее солнце коснулось краешком собственным горок, а возлюбленного все недостает. Ужаснулась женщина, будто ни разу его более никак не заметит, и зарыдала. И этак она шибко рыдала, будто у ног её единое озерко из слез натекло. Здесь солнце совершенно зашло, гас крайний луч. С ним гасла и вера на блаженство. Возлюбленного все недостает и недостает.
Приняла решение женщина, будто прикончил основатель её любимого, а раз этак, то и ей в отсутствии возлюбленного никак не существовать. Кинулась кросотка в то озерко, будто возникло кругом горы, и потонула. А юноша припоздал только на некоторое количество мин.. Никак не поймал он женщины, заметил озерко незапятнанное и бесцветное как слезинка, сообразил он все и никак не пожелал существовать в отсутствии возлюбленному. Вскричал он: "Ах, я!" и кинулся со горы, на коей стоял, и поделился.
То озерко и доныне есть, а около него гора с гранитами красноватыми, как кровь. И именуется то озерко - Ая.

Предание о озерке Ая (4-я легенда).

Давным-издавна в одном местечке жила женщина. Единожды она вульгарна в боров из-за облепихами и внезапно в малине заметила пораненого мишку. Совсем ужаснулась женщина, однако мишка глядел на нее этак печально, будто ужас женщины прошел. Пожалела она его, перевязала царапину звериному собственным платочком и стала любой задевай бродить в боров посещать мишку.
У данной женщины существовал жених, и платочек, кой женщина дала мишке, презентовал ей он. Стал подмечать жених, будто недостает у его жены презентованного фамилии платочка, стала прохладна с ним его любовь и удаляется совсем нередко в боров. Принял решение он изучить, для чего ведь женщина посещает в бору и скоро отыскал её в сообществе мишку. Никак не приглянулось молодому человеку, будто его жена совсем нежно и лаского беседовала с мишкой. Заметил он на одичавшем зверьке собственный презент - платочек, и обхватила парня ужасная горячность. Взметнул он винтовке и застрелил владельца бора. Обагрился медвежьей кровью платочек женщины, Приподняла она его, придавила к сердечку, обезумела от пламенея и с звучным горьким кликом; "А я?!", "А я?!" - побежала в боров. На пути её стало озерко. Однако женщина, вся в слезинках, и никак не увидела его, бросилась в воду иллюзорную и потонула с кликом "А я?!" Издавна наверное было, однако с той поры в пространствах, в каком месте бегала женщина, и текла медвежья кровь с платочка, вырастает красноватая облепиха, а озерко именуется Ая.

Предание о озерке Ая (5-я легенда).

Полюбил неимущий пастырь дочь обеспеченного хана, и женщина полюбила парня всем сердечком. Однако печальной существовала данная влюбленность. Пастырь никак не имел возможность в том числе и полагаться на блаженство. Ни разу обеспеченный хан никак не даст в супруги собственную дочь молодому человеку. И приняла решение тогда женщина тайно выйти из собственного родимого стойбища к возлюбленному. Договорились они с пастырем столкнуться на высочайшей горе вблизи с берегом Катуни. Веселый ожидал парень любовь, блаженные песни напевал он на скале. Приближался относительный час. Однако обеспеченный хан, почувствовав недоброе, око никак не извинял с дочери. Каковое-как получилось молодой женщине выйти со стойбища. Спешит она к горам, однако никак не поспеть ей к предназначенному часу.

 

экскурсия 1 час

«Большая Талдинская пещера»

На территории памятника природы краевого значения «Талдинские пещеры» вы можете посетить увлекательную и познавательную часовую экскурсию «Большая Талдинская пещера». В маршрут экскурсии входят: Большая Талдинская пещера (протяжённость основного коридора 130м), При благоприятных погодных условиях дополнительно проводится подъем на обзорную площадку («Скала неверных жен») и проход через Карстовую арку.  
ПОДРОБНЕЕ...

 

экскурсия 4 час

«Увлекательная спелеология»

 Для тех, кто любит экстрим и желает попробовать себя в спелеологии (наука,  изучающая пещеры) мы предлагаем увлекательную и более активную четырехчасовую 

экскурсию в Горном Алтае «Увлекательная спелеология», которая проводится на   территории памятника природы   краевого значения «Талдинские   пещеры».

ПОДРОБНЕЕ...

 

экскурсия 6 часов

«По следам староверов

Мы предлагаем вам увлекательную экскурсию «По следам староверов». Это шестичасовая спелеологическая экскурсия по северному утесу Талдинского массива, на котором расположенпамятник природы краевого значения «Талдинские пещеры». Это активная пешая экскурсия по комплексу карстовых пещер, где мы познакомим вас с азами спелеотуризма, интересными фактами жизни тюркских народов и тайнами Талдинских пещер.   
ПОДРОБНЕЕ...
Яндекс.Метрика