Развитие Ферапонтовского монастыря
Археологические постройки Ферапонтовского монастыря расположены в Вологодской области, в северо-западной части Российской Федерации, на небольшом холме, между Бородаевским и Пасковским озерами, в 120 км к северо-западу от города Вологды.
Московский монах Ферапонт основал монастырь в 1398 году. Сам ансамбль монастыря был образован в XV-XVII веках. Ядром исторической постройки является Собор Матери Богородицы (1490 г.), что особенно примечательно среди шести сохранившихся древних зданий монастыря. Хорошо сохранились такие значимые строения: Благовещенская церковь, комната трапезной, Казначейская палата, церковь Св. Мартиниана, церкви Богоявления и Св. Ферамонт над Святыми воротами и Колокольня. В XIX веке территория монастыря была окружена каменным забором.
История Ферапонтовского монастыря была связана с важными событиями в некоторых важнейших моментах в процессе формирования централизованного российского государства, таких как авторитет утверждения первого «Императора Всея Руси» Ивана III, царствования первого русского царя Ивана IV и изгнание Патриарха Никона. В XV-XVI веках Ферапонтовский монастырь стал крупным культурным и идеологическим центром региона и был одним из главных монастырей, оказавших значительное влияние на политику Москвы того времени.
Особенности архитектурного стиля монастыря
Архитектура монастыря, замечательный пример ростовского архитектурного стиля, отличается своей изобретательностью и чистотой. В зданиях монастыря сохранились все характерные черты и внутренняя отделка. Строения в Ферапонтовом монастыря также является ярким примером гармоничного единства с естественным окружающим ландшафтом. Со временем он изменился немного с 17 - го века, подчеркивая уникальную духовную систему северных монахов, в то время были выявленыособенности экономической структуры северного крестьянства.
Фрески собора Матери Богородицы имеют особое значение для русской культуры и других культур во всем мире. В этом духовном местенаходятся единственные картины величайшего русского мастера Дионисия Мудрого. Они полностью сохранились до наших дней в первоначальном виде. Ансамбль из Ферапонтова монастыря, с самым ценными и полностью сохранившимися фресками Дионисия, является уникальным примером в целостности и единстве русского северного монастырског стиля:
- настенные росписи Дионисия в Кафедральном соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовском монастыре являются высшим выражением русского русского искусства в XV-XVI веков,
- комплекс Феррапонтовского монастыря является самым чистым и наиболее полным примером православного монашества XV-XVII вв., а также решающим периодом в культурном и духовном развитии России.